Наступил Дзен: Будущее рекомендательных систем контента
«Яндекс" решил выделить свой сервис «Дзен» в отдельное направление бизнеса. Теперь отечественный поисковик попытается побороться в новой экономике внимания с социальными сетями и видеосервисами. Получится ли у рекомендательной системы создать конкуренцию социальным проектам?
Руководить старым-новым направлением будут «яндексоиды» Дмитрий Иванов и Виктор Ламбурт. Среди конкурентов сервиса коллеги указывают «ВКонтакте», YouTube и Instagram.
Тот показатель, на который указывают руководители сервиса, — это проведённое время на сервисе. Для Facebook это 42 минуты в день, у мобильной версии «Дзена» - 35. У Instagram 26 минут в день, у настольной версии «Дзена» - около 24. Дневная аудитория проекта сегодня — это 13 млн пользователей, а прогнозная выручка за 2018 год — 4 млрд рублей, при общей выручке материнской компании в 94 млрд.
Альтернативный интернет: Что делать, если нам «выключат рубильник»?
Вообще в Рунете это не первый рекомендательный сервис. Из относительно крупных можно вспомнить Surfingbird. В феврале 2014 года инвестиционная компания Klever Internet Investment приобрела за $2,5 млн четверть и одну десятую проекта. То есть вся компания целиком тогда оценивалась в 10 млн.
Этот сервис создали ещё в 2011 году выходцы из Mail.ru Group Сергей Шалаев и Дмитрий Шалашов. Тогда как раз на старте сервис и работал, как рекомендательная система: пользователь на старте выбирал интересные темы, а затем для него формировалась персонализированная лента, где потребитель отвечал, понравилось ему или нет. То есть это всё работало и работает как совместная фильтрация - известные предпочтения группы пользователей экстраполируются на похожую аудиторию.
Фото: www.globallookpress.com
Двумя годами ранее проект также привлекал инвестиции в подобных размерах - 400 тыс. долларов и те же 2,5 млн. Но после этого какие-то глобальные новости от компании не поступают. Она продолжает работать в операционном режиме.
«Яндекс.Дзен» компания открыла в 2015 году. Тогда задумка была простой: подключить не только обратную фильтрацию от пользователей, но и машинное обучение с искусственным интеллектом, чтобы сделать ленту максимально персонализированной. По заведённой в «Яндексе» традиции, делали это всё в режиме стартапа, когда у команды проекта не болела голова об офисе, бухгалтерии, накладных расходах и подобном.
Сломали «телегу»: WhatsApp готовится захватить рынок каналов
Главным было — создать работающий продукт. Так запускалось, например, «Яндекс.Такси», которое затем стало отдельным продуктом. А уже после запуска традиционные конкуренты «Яндекса» сразу же анонсировали разработку похожих рекомендательных проектов. Среди них выделялись Likemore от Mail.ru Group, в 2016 году подобную систему запустил Google. Быстро, кстати, подключилась и Apple со своим проектом News, но только на зарубежную аудиторию. Ну и Facebook.
Быстрый рост рекомендательных систем — это ответ на экспоненциальный рост контента в Рунете и в Сети в целом. Пользователям стало слишком много контента. Выхода из этой ситуации «товарного изобилия» стало два. Потребители контента выбирали любимые площадки и потребляли их в разных средах с понятной регулярностью. Но с другой стороны, новизна для потребителя сегодня — это один из базовых параметров.
Фото: www.globallookpress.com
В расчёте на эту постоянную новизну и удобство потребления контента и были созданы подобные сервисы. Полностью соответствуя такому современному феномену, как «экономика внимания», когда ценно не только количество денег, которое платит пользователь, а и то, сколько он времени проводит за тем или иным инструментом.
При этом сам «Дзен» стремится стать не только агрегатором контента, но и площадкой для публикаций. Якобы автоматическая система монетизации проекта позволяет продавать рекламные блоки, но сам «Яндекс» не против рекламы. Пресс-служба компании указывала, что активные авторы могли заработать со времени запуска площадки для публикаций от 25 до 90 тыс. рублей в месяц. Сами же блогеры и публицисты озвучивали другие данные, уверяя в том, что на этой платформе у него около 3 тысяч подписчиков на апрель этого года и заработков за год в районе 35 тыс. рублей.
Настримили на $173 млрд: Netflix - главный фаворит нового рынка
Смогут ли рекомендательные системы в Рунете составить конкуренцию социальным проектам? Похоже, что только при наличии сильной материнской компании, в которой останутся ключевые сотрудники, и их не переманит конкурент. Или благодаря достаточно большим деньгам, вложенным в рекламную кампанию, опять же, в соответствии с экономикой внимания, когда у пользователей нужно создать привычку потребления контента на конкретной площадке.
Поэтому сценарий, который прогнозируется в среднем каждые 7 лет, не очень-то подтверждается. Сначала была история о том, что всё поглотят поисковики, которые возьмут под контроль весь интернет. Затем появились социальные сети, которые якобы должны захватить пользователей целиком, вплоть до того, что отдельные сайты отомрут. А уже после появились мессенджеры, которые якобы должны отвоевать аудиторию у социальных сетей.
На практике оказалось, что потребители перемещаются между средами, и основной параметр - то, сколько они времени там проводят. Поэтому у рекомендательных систем будущее определенно есть. Нужно только набрать аудиторию и собрать производителей контента.