Выдаст ли Трамп Гюлена — главного врага Эрдогана?
В США идут расследования в отношении сторонников Фетхуллаха Гюлена, которого турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган обвиняет в попытке переворота. По сведению МИД Турции, Эрдоган и Дональд Трамп сейчас ведут переговоры о выдаче Гюлена Турции. Состоится ли она?
Турецкий министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу 17 декабря объявил о том, что власти США начали расследования против сторонников Фетхуллаха Гюлена, мусульманского проповедника, который, согласно официальной Анкаре, стоит за попыткой свержения президента Реджепа Тайипа Эрдогана в июле 2016 года.
Чавушоглу сказал, что американские власти ведут расследования против гюленистов сразу в 15 штатах, а некоторые из них уже арестованы в Нью-Джерси.
ФБР заявило, что они начали смотреть на тёмные стороны организации, основываясь на доказательствах, которые получили. Кроме того, в разных штатах, включая Нью-Джерси, проведены несколько арестов,
- сказал Чавушоглу.
Сценарий 1: Трамп «пляшет под дудку» Эрдогана
Активизация борьбы против гюленистов в США дала повод многим турецким экспертам и даже официальным лицам спекулировать на возможной выдаче самого Гюлена, который проживает в штате Пенсильвания в качестве политического беженца. Сам Чавушоглу даже заявил, что якобы Дональд Трамп заверил на личной встрече Реджепа Эрдогана в передаче Гюлена турецкой стороне. Белый дом эти слухи пока отметает.
Война Эрдогана в Сирии выгодна России
Может быть, сейчас действительно рано говорить об экстрадиции Гюлена, но тот факт, что кроме гюленистов в США объявили в розыск и лидеров Рабочей партии Курдистана (РПК) – второго главного врага Эрдогана, – говорит о том, что Трамп начал идти на уступки турецкому лидеру.
Нужно объяснить, что может стоять за изменением позиции США в столь чувствительном вопросе. Первое, о чём тут же написали блогеры, – «дело Хашукджи». У Турции есть все данные о смерти саудовского журналиста, компромат на кронпринца Мухаммеда бен Салмана. И Трамп, чтобы не погорели его оружейные контакты с Эр-Риядом на сумму $120 млрд, щедро платит Эрдогану. Передача Гюлена – это гарантия замалчивания Анкарой вины бен Салмана в убийстве Хашукджи.
Другим объяснением может служить, например, угроза Турции начать военную кампанию на востоке Евфрата против опекаемых Пентагоном курдских Отрядов народной самообороны (YPG). Грамотно проведённая операция ВС Турции очистит северо-восток Сирии от курдских боевиков, а вместе с этим положит конец военному присутствию США в Сирии, так как главные силы американцев находятся на подконтрольных YPG территориях. Исключение – пустынная территория вокруг базы Эт-Танф на сирийско-иорданской границе. Так вот, Гюлен может быть откупом за сдерживание агрессии Эрдогана против курдов.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Фото: www.globallookpress.com
Можно исходить ещё и из такого сценария, что Гюлена, чтобы вернуть Анкару на свою сторону на сирийском направлении, выдадут Турции, которая после сделки по Идлибу очень сблизилась с Россией и, заручившись её поддержкой, нагло объявляет о скором наступлении на Манбидж и другие территории под управлением YPG. Все перечисленные сценарии – это схемы, где условия диктует Эрдоган.
Сценарий 2: Равноценный обмен?
Однако нельзя исключать и такой расклад, в котором идёт равноценный обмен. Например, Турция отказывается покупать С-400, а Белый дом отдаёт проповедника. Кстати говоря, турецкий президент, который до недавнего времени ссорился с США по F-35, на днях заявил, что Турция закупит 120 истребителей пятого поколения.
Доктор наук Стамбульского университета Мехмет Перинчек сомневается в том, что Анкара пойдёт на такой обмен.
Фетхуллах Гюлен – политический труп. Он ни для кого не имеет значения. Гюлен остается инструментом торговли США с Турцией. Турция в соответствии с международным правом имеет право требовать выдачи Гюлена. Но Анкаре нельзя ради возвращения Гюлена отступать от своих интересов в Сирии и Чёрном море. США хотели бы использовать этот инструмент торговли, чтобы испортить российско-турецкие отношения, чтобы привлечь Турцию на свою сторону. Но это невозможно ввиду стратегического противоречия Анкары с Вашингтоном. Поэтому я не допускаю отказ Турции от С-400 с целью получения Гюлена,
- сказал Перинчек в беседе с Царьградом.
Истребитель F-35. Фото: Digital Storm / Shutterstock.com
Главный редактор издания «МК Турция» Яшар Ниязбаев сомневается в выдаче Гюлена в тот момент, когда в США идёт расследование против бывшего советника Трампа Майкла Флинна, который лоббировал экстрадицию.
Можно ли говорить о какой-либо экстрадиции в то время как в США ведётся дело против заговора в целях экстрадиции Гюлена. Это дело Флинна, который известен не только темой «вмешательства России» в политику США, но и тем, что в 2016 году он, судя по материалам прокуратуры, обсуждал с турецкими чиновниками возможную экстрадицию Гюлена при помощи создания негативного фона вокруг проповедника. Ещё вчера поступили очередные обвинения по этому делу, и в суде выслушали «вторую руку» Флинна в его компании «Флинн Интел», в рамках которой велась деятельность по лоббированию этого вопроса. Это можно оценить как многоходовку или просто воспринять как информацию. Но при таком фоне трудно будет убедить американскую общественность в надобности экстрадиции Гюлена,
- отметил Ниязбаев.
Курды обвиняют Россию в предательстве
Ниязбаев так же, как и Перинчек, считает, что Гюлен – «не такой козырь в руках Америки», чтобы принудить Анкару к отказу от С-400. Эксперт полагает, что Эрдогану проповедник «интереснее» на расстоянии, потому что это позволяет Эрдогану использовать Гюлена как постоянную угрозу для поддержания своего авторитета внутри страны.
Чем бы ни кончились переговоры Трампа и Эрдогана, выдача Гюлена, даже при серьёзных уступках от Турции, опасна для США. Потому что экстрадированного Гюлена Эрдоган может использовать как оружие уже против самого Вашингтона. Чавушоглу сказал, что Гюлен – «агент ЦРУ». А антиамериканские заявления из уст бывшего агента ЦРУ, которые из него выбьют «костоломы» Эрдогана, будут звучать ещё больнее для США, чем правда о смерти Хашукджи.