Керженский заповедник выпускает лесных северных оленей в дикую среду
Последний лесной северный олень был уничтожен на территории Нижегородской области в начале XX и почти сотню лет обитал только на гербе и эмблеме Горьковского автозавода. Но в 2014 году в стране начался уникальный проект — возвращение оленя в Нижегородское Заволжье.
Проект реализуют в Керженском заповеднике около поселка Рустай. Несколько лет звери выращивались в вольерах, теперь часть из них готова к жизни в дикой природе, считают специалисты.
Двоих взрослых особей — Тошу и Елисея — выпустили в дикий лес зимой. Парнокопытным удалось избежать зубов хищников в голодное весеннее время, они самостоятельно добывали пищу. Первый опыт сочли удачным и 19 апреля 2021 года выпустили годовалого самца по имени Чуб. Сечас в адаптационных вольерах привыкают к самостоятельной жизни еще несколько оленей.
Всего в заповеднике три вольера: демонстрационный — площадью 1 га, маточный — 6,5 га, адаптационный — 123. Последний максимально приближен к реальным условиям, но там нет хищников, а животных подкармливают.
“Этот вольер больше, и там большую часть времени олени питаются тем, что растет в заповеднике: лишайники, травы, веточки. Мы наблюдаем, как они привыкают, как кушают, — рассказал “Царьграду” руководитель проекта Сергей Суров. — Сроки выпуска зависят от того, как они пройдут адаптацию, как будут себя вести. Запланировано выпустить их в этом году, но насколько быстро или медленно этот процесс будет идти — зависит не только от нас, но и от оленей. Двух оленят мы перевезли, наблюдаем пока. Как освоятся — будем принимать решение”.
Выпустить оленя в дикую среду — не так просто, как может казаться на первый взгляд. “Это целая история: нужно перегородить одну передержку, потом другую, чтобы не выпустить других оленей, чтобы не запустить внутрь к оленям нежелательных сожителей типа енотовидных собак, волков, или (не дай бог) медведей”, — пояснил Сергей Суров.
Выпущенные олени сейчас живут по-отдельности. “В это время стада распадаются: важенки рожают, отгоняют всех от себя, и самцы могут ходить парами или поодиночке”, — рассказывает Суров.
За животными наблюдают при помощи фотоловушек и специальных ошейников. Ошейники есть у двух оленей из трех выпущенных. “Мы как раз на Чуба надели ошейник, который Тоша скинул. Но они с Елисеем ходят более менее вместе, так что удается наблюдать, — говорит специалист. — На самцов вообще сложно надевать ошейники, потому что у них во время гона шея сильно раздувается. Если сильно затянуть ошейник — он может задушить оленя, если свободно — олень может его скинуть”. Но сейчас у животных начали расти рога, так что потеря ошейников в ближайшее время им не грозит.
Разумеется, когда речь заходит о выпуске животных в дикую среду, нельзя не подумать об опасности в виде волков и других зубастых обитателях леса.
“Сейчас лето и у нас есть надежда, что хищники не так сильно реагируют на крупных животных, как олень, — говорит Суров. — Будем рисковать и выпускать и молодых оленей в том числе. Но им уже год, они достаточно большие. Хотя, конечно, они более мелкие чем те, которые уже выпущены”.
Напомним, 13 мая в заповеднике произошло радостное событие — родился олененок у Лены и Игната. Пол малыша пока неизвестен. “Это очень пугливая важенка, мы не стали ее беспокоить. По внешнему виду скорее всего, мальчик, но близко мы не подходили”, - говорит специалист.
В связи с пополнением на территории закрыли на неделю туристическую тропу, которая проходит мимо вольера с олененком. Наблюдать за животными до 20 мая можно только в бинокль из окна экоцентра.
О том, как олень попал на герб Нижнего Новгорода, читайте здесь.