«Зенит»: Цена победы
«Зенит», победивший в пятый раз в чемпионате России, остаётся средней по европейским меркам командой, несмотря на колоссальные и бесконтрольные денежные вливания государства. И перемен, похоже, не предвидится
По Невскому на золотом автобусе
На Фонтанке – чемпионский катер, на Невском проспекте – золотой автобус, в ночном небе – победный салют. Так в Санкт-Петербурге отметили в конце мая успех «Зенита», который спустя 3 года вновь стал сильнейшим русским футбольным клубом. Если бы не холодный дождь и сильный ветер, наверняка больше народу вышло бы на улицы и набережные Северной столицы, чтобы поприветствовать Сергея Семака и его футболистов. Но и без этого праздник удался.
Чествование ФК «Зенит» - чемпиона России по футболу. Фото: Георгий Поляков/Интерпресс/ТАСС
В Москве с её четырьмя клубами премьер-лиги («Локомотив», ЦСКА, «Спартак» и «Динамо») подобный чемпионский парад с проездом триумфаторов, скажем, по Тверской улице представить сложно. ЦСКА в 2016 году снял для фанатов стадион «Лужники» («ВЭБ Арену» открыли позже), куда, правда, команда приплыла на катере, «Спартак» в 2017-м гулял на площади возле «Открытие Арены», а «Локомотив» в 2018-м – у «РЖД Арены», ограничившись 30-минутным общением футболистов и болельщиков, концертом и фейерверком. В Санкт-Петербурге клуб принадлежит всем, а потому и праздник получился один на всех. За ценой тоже не постояли.
Чемпионат России финишировал. Скучно не было!
Победить «Зенит»? Утопия!
«Кто вообще придумал, что футбол – это бизнес?». Высказывание принадлежит владельцу футбольного клуба «Краснодар» Сергею Галицкому. Он создал его в 2008 году, финансирует и определяет стратегию развития.
Клуб, а также стадион, один из лучших в Европе, академия, уже дающая футболистов для главной команды, и парк возле арены, где гуляют горожане, нужны Галицкому для радости. Особенно сегодня, после продажи бизнесменом принадлежавшей ему торговой сети «Магнит». Галицкий требует, чтобы «Краснодар» показывал зрелищный атакующий футбол и выпускал на поле как можно больше русских игроков, и прежде всего, своих воспитанников. Сафонову, Сулейманову, Игнатьеву и другим молодым футболистам, обученным в академии «Краснодара», суждено ковать славу клубу, который в предстоящем сезоне впервые выступит в Лиге чемпионов.
Фото: www.globallookpress.com
Конечно, Галицкий мечтает и о чемпионстве, но задача сделать «Краснодар» сильнейшим в России кажется сегодня утопией. Частный клуб может рассчитывать только на чудо, чтобы победить конкурентов, которые получают деньги от государственных монополий, и прежде всего, «Зенит» с его бездонной газпромовской мошной.
В 20 раз богаче «Анжи»
По оценке Deloitte Football Money League, в 2018 году «Зенит» занял 16-е место в списке богатейших клубов мира с бюджетом 196 миллионов евро. В сравнении с «Манчестер Сити», «Арсеналом», «Реалом» или «Пари Сен-Жермен», имеющими бюджеты за полмиллиарда евро, пустяки. Но это примерно в два раза больше, чем у главных конкурентов питерцев в борьбе за чемпионство в России – «Локомотива», «Краснодара», ЦСКА или «Спартака». И в 20 раз больше, чем у едва дожившего до конца чемпионата махачкалинского «Анжи», которому «Зенит» проиграл в первом круге своего чемпионского сезона (1:2).
К чему теперь стремиться Юрию Сёмину
Собственно, в этом и заключается главный вопрос, который задают себе многие, но, похоже, только не руководители питерского футбольного клуба и его спонсоры: «А зачем «Зениту» столько денег?»
И пришёл «Газпром»
«Газпром» пришёл в «Зенит» в конце 2005 года, выкупив контрольный пакет акций футбольного клуба. Его новый президент Сергей Фурсенко объявил, что перед командой стоит задача выиграть в предстоящие 10 лет 3 еврокубка (позже Фурсенко, уже в ранге президента РФС, обещал выиграть чемпионат мира-2018 в России). Тогдашний главный тренер чех Властимил Петржела попросил купить ему валлийца Райана Гиггза и голландца Руда ван Нистелроя, мировых звёзд первой величины, но вместо них получил чеха Ярослава Несвадбу и корейца Хен Ен Мина. Кубок УЕФА «Зенит» всё же выиграл, но уже не с Петржелой, а с голландцем Диком Адвокатом, победив 14 мая 2008 года в финале шотландский «Рейнджерс» (2:0).
Дик Адвокат. Фото: www.globallookpress.com
До 2018 года «Зенитом» с краткими перерывами, связанными с отставками главных тренеров, руководили только иностранцы. Но ни итальянцу Лучано Спаллетти (2009–2014), ни португальцу Андре Виллаш-Боашу (2014–2016), ни румыну Мирче Луческу (2016-2017), ни итальяцу Роберто Манчини (2017–2018) не удалось вывести «Зенит» даже в четвертьфинал Лиги чемпионов.
«ЗЕНИТ» — ЧЕМПИОН РОССИИ 2018/19!
— ФК «Зенит» (@zenit_spb) 4 мая 2019 г.
Дух чемпионов — #ВКаждомИзНас! pic.twitter.com/sRO1NNyYt1
Питерский клуб, купающийся в деньгах – бюджет доходил по некоторым оценкам до 300 миллионов евро, – покупал за 100 миллионов (в сумме) бразильца Халка и бельгийца Акселя Витселя, пачками приглашал европейских звёзд, набрал полкоманды аргентинцев в прошлом году, однако пределом мечтаний оставалась победа в чемпионате России. В реальности же было 5-е место в 2018-м при почти 200-миллионном бюджете и полное отсутствие понимания, как должен развиваться клуб.
Бюджетная игла
В 2013 и 2015 годах были попытки пресечь финансирование спортивных команд государством. На рассмотрение Госдумы вносили закон, запрещающий госкорпорациям делать это напрямую. Был разработан проект, ограничивающий использование бюджетных средств на покупку спортсменов, если больше 25 процентов акций клуба принадлежит государству. Без толку. «Зенит» по-прежнему сидит на игле газпромовских вливаний, официально составляющих около 50 процентов всего клубного бюджета.
Бюджет «Зенита» относительно стабилен и колеблется в зависимости от сезона в пределах 150–170 миллионов евро, – сказал ТАСС бывший генеральный директор клуба Максим Митрофанов. – В частности, на колебания влияет и доход от трансферных операций. В целом спонсорские контракты с компаниями группы «Газпром» составляют порядка 50 процентов от всех доходов клуба.
Медведев вместо Фурсенко
А. Медведев. Фото: www.globallookpress.com
В мае прошлого года «Зенит» отправил в отставку Манчини, под руководством которого питерский клуб показал худший результат за последние 10 лет, заняв в чемпионате пятое место. Главным тренером, посовещавшись и опросив в интернете болельщиков, назначили бывшего игрока «Зенита» и наставника «Уфы» Сергея Семака, с которым был подписан контракт на два года с возможным продлением ещё на один с зарплатой, по данным СМИ, в 1,2 миллиона евро, или в 6 раз меньше, чем у Манчини.
«Уралу» не надо чужого, а «Локо» вернул своё
Уже по ходу сезона, ставшего для «Зенита» чемпионским, клуб покинул Фурсенко, на место которого пришёл Александр Медведев, бывший глава компании «Газпром экспорт» и основатель Континентальной хоккейной лиги (КХЛ), одного из самых убыточных проектов в русском спорте. Медведев обещал сделать его прибыльным, но почему-то не успел. Если клубы РПЛ какие-то деньги всё же зарабатывают, например, в Лиге чемпионов (около 20 миллионов евро приносит только попадание в групповой турнир ЛЧ), то клубы КХЛ, имеющие сравнимые с футболистами бюджеты, только тратят, а их бюджеты целиком завязаны на государственном финансировании. Ожидать, что при Медведеве что-то изменится, вряд ли приходится. Да и зачем что-то менять?
Спортивный итог – это чемпионство, которым мы очень гордимся и которому рады вместе со всеми болельщиками, поддерживавшими «Зенит» в Петербурге и по всей стране, – заявил Медведев. – Здесь не должно складываться впечатления, что это лёгкий успех. Команда искала свою игру и нашла её, после зимней паузы демонстрируя разнообразный и очень красивый футбол.
Разнообразный – да, красивый – да, но очень дорогой и оплаченный не теми, кто пришёл в футбол для радости, как владелец «Краснодара» Сергей Галицкий, а руководством «Газпрома», которое распоряжается деньгами госкомпании, как своими собственными. Для русского футбола в этом нет ничего хорошего. Да и для «Зенита» тоже, за полтора десятка жирных газпромовских лет так и не превратившегося из среднего по европейским меркам клуба в конкурента ведущим командам Европы.